Как не ошибиться в выборе профессии

 
26 октября прошел первый митап «Как не ошибиться в выборе профессии» с экспертами Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в рамках проекта «Лабиринты профессий».

Его провели специалисты Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова:

  • Вячеслав Высоцкий, кандидат психологических наук, эксперт отдела профориентации;
  • Марина Лебедева, специалист отдела профориентации.

 

Первая часть митапа была посвящена обсуждению проблемы профессионального выбора и тому, какие факторы могут повлиять на него.

Вячеслав Высоцкий отметил: «В последнее время ситуация на рынке труда усложняется в силу того, что работников — всё меньше, а потребителей — всё больше. Пенсионеров 30% от всего населения, остальные 30% — дети, и работников остаётся совсем мало».

Молодому человеку, находящемуся в начале профессионального пути, сделать профессиональный выбор становится сложнее также из-за быстро меняющихся условий рынка труда и появления новых профессий, таящих за своим названием не всегда понятный набор компетенций.

По статистике, приведённой экспертом, человек проводит на рабочем месте 27% всего времени, однако, если учесть сон, процент свободного времени окажется гораздо меньше. Также статистика показывает, что 68% россиян не удовлетворены своей работой, а 65% выпускников вузов не работают по специальности.

Эти цифры ещё раз доказывают важность профессионального самоопределения на начальном этапе и зависимость будущего карьерного успеха от занятия любимым делом.

«Профессиональная ориентация — это очень важное направление. В нашей стране к нему относятся, к сожалению, не с должным вниманием, а в мире действительно существует очень много подходов к профессиональному определению. Это называется профпроба, лидер — Япония. Каждый школьник должен по 16 направлениям себя попробовать», — отметил ведущий.

В продолжение митапа Вячеслав Высоцкий рассказал о методиках определения профессиональных склонностей молодых людей, основанных в том числе на психологических качествах личности. Одной из таких методик является тестирование.

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в своей работе по профессиональной ориентации опирается именно на методику тестирования, которую разработали специалисты Центра на основе научных исследований.

Ведущий остановился на том, какие критерии заложены в основу разного вида тестов и насколько точный результат можно получить по итогам анализа и интерпретаций полученных данных.

«Профориентационное тестирование базируется на трёх составляющих: мотивационный блок — что-то мне хочется и чего-то не хочется, и вопросы о ваших хотениях, желаниях задаются; второй блок — мы вас испытываем, вот вам словесные тесты, вот пространственные, то есть интеллектуально вас испытываем; третий блок — личностный — мы узнаём, кто вы, интроверт или экстраверт».

Также при анализе личностного блока учитываются такие качества, как активность, согласие, самоконтроль, управление, планирование, целеполагание, эмоциональная стабильность.

Во второй части митапа состоялось живое обсуждение затронутых вопросов. Участников митапа интересовала проблема анализа профессиональных склонностей с учётом изменений, связанных с взрослением и трансформацией представлений и предпочтений.

Вячеслав Высоцкий поделился наблюдениями:

«Из статистики я могу сказать, что первый блок — мотивационный — самый гибкий. Он со временем самый изменяющийся, способности более стабильны, но они могут расти или уменьшаться. Предпочтения обычно остаются, самое стабильное — это личность. Мы работаем с детьми, со школьниками, казалось бы, такой возраст — должно всё меняться, но личность наиболее стабильна, поэтому через два года кардинальных изменений не будет. Некоторые клиенты говорят: “Вот на стабильное и надо делать ставку, потому что это же вечное, вот на личность давайте смотреть всегда будем, а на остальное не будем смотреть — всё равно всё изменится”. Но мы сторонники комплексного подхода».

Участников митапа интересовал практический опыт профессионального самоопределения, а именно то, какие проекты сегодня позволяют «примерить» профессию.

В последнее время особую популярность набирают так называемые экскурсии-пробы и профильные лагеря, участие в которых позволяет встретиться со специалистами разных направлений и представить себя в той или иной профессии.

Среди подобных проектов Вячеслав Высоцкий порекомендовал учащимся старших классов поучаствовать в Школах юных — Школа юного журналиста, Школа юного биолога и пр., которые реализуются в МГУ им. М.В. Ломоносова.

В завершение митапа каждый участник, прошедший экспресс-тестирование на выявление карьерных интересов (для студентов и специалистов) или профессиональных склонностей (для учащихся старших классов), получил личную консультацию эксперта по своим результатам.

 

Полная запись дискуссии:

Видеотрансляция

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*