Курс по развитию критического мышления: что это такое и почему это навык будущего



 
На прошлом Всемирном экономическом форуме в Давосе, одной из самых значительных дискуссионных площадок в сфере экономики, бизнеса и глобальных мировых проблем, представили список навыков и компетенций, которые станут необходимы человеку к 2020 году. Пальму первенства между собой делят два навыка — критическое мышление и решение проблем. Учитывая, что второй навык тоже в некоторой степени базируется на критическом мышлении, можно сказать, что главный скилл будущего и настоящего определен.

Сегодня все больше работодателей, особенно отбирая кандидатов на руководящие позиции, смотрят, насколько у них развит навык критического мышления. А в образовательные системы некоторых стран уже вовсю внедряется дисциплина по развитию критического мышления, причем как в школы, так и в высшие учебные заведения.

Джерри Хаузер, заместитель декана и директор карьерной службы Университета Вилламетта (США, штат Орегон), говорит, что, когда компании требуют у него студентов, умеющих решать проблемы, “речь всегда идет о критическом мышлении”. Его отдел советует студентам заранее подготавливать истории, доказывающие, что такое мышление у них в изобилии.

(Известия-онлайн)

Эксперты считают, что при глобальной автоматизации процессов роботы пока не смогут заменить человека в четырех профессиональных компетенциях, в том числе в сфере критического мышления. Так считает в частности директор по персоналу Росатома Татьяна Терентьева:

“Несмотря на то, что консультанты прогнозируют замену 19% рабочих профессий роботами, а от 9 до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие по причине цифровизации, есть ряд компетенций, которыми обладает только человек, и в этом смысле его пока не сможет заменить ни один робот. Для себя в Росатоме мы выдели четыре такие компетенции — “4К”: критическое мышление, креативность, коллаборация (или командная работа) и коммуникация”.

(Рамблер-новости)

HeadHunter, популярный интернет портал по поиску работы, составил рейтинг топ-10 навыков, которые будут цениться на рынке труда в ближайшем будущем. Второе место в этом топе занимает всё то же критическое мышление.

Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. То есть это способность работать с информацией, накапливать её, анализировать и обобщать, чтобы делать взвешенные предположения и принимать выверенные решения. Тот, кто умеет критически мыслить, свободен от манипуляций и может действовать вне рамок.

Всё это говорит о том, что чтобы быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда в ближайшем будущем, необходимо уделять внимание развитию не только профессиональных навыков, но и таких надпрофессиональных, как критическое мышление.

О курсе

Поэтому вместе с командой практикующих философов мы подготовили курс по развитию трех компетенций критического мышления:


  • аргументация — способность отстаивать свою позицию,

  • интерпретация — способность истолковывать смысл любого содержания,

  • проблематизация — способность видеть потенциальные проблемы.

Развитие этих компетенций поможет вам:


  • понимать проблему в чужой или своей идее;

  • ясно и гибко мыслить и формулировать вопросы, предложения;

  • проблематизировать убеждение другого;

  • быстро переключаться с одной задачи на другую;

  • вести живой и более интересный диалог.

Что будем делать?


  • работать с упражнениями на логику (изучать ошибки аргументов и видеть нелогичность высказываний);

  • учиться составлять сильные обоснования своей позиции (приводить аргументы «за» и «против» любой идеи, учиться гибкости мысли);

  • читать и изучать притчи и сказки (толковать тексты, понимать их смысл);

  • проблематизировать утверждения, которые считаются истинными (учиться видеть границы своих убеждений или чужих и вносить сомнения в них).

Когда?

Каждый четверг с 4 октября по 27 декабря, с 19:00 по 21:00 (13 встреч).

Как?


  • занятия проходят в мини-группе;

  • ведущий задает тему и направляет дискуссию, показывает метод работы с мышлением участников;

  • выполнение домашних заданий;

  • обсуждение изучаемого материала между занятиями на всем протяжении курса в закрытой группе в Facebook и Telegram.

Стоимость одного занятия — 1000 руб. За дополнительной информацией пишите на [email protected].


 

Программу будут вести:

Команда учеников Оскара Бренифье и Виктории Черненко, практикующие философы школы критического мышления Philosofize.

Подробнее об Оскаре и Виктории:

Оскар Бренифье — доктор философии (PhD, Paris IV-Sorbonne), философ-консультант, эксперт ЮНЕСКО, основатель Института практической философии Парижа (Institut de Pratiques Philosophiques). Один из основных промоутеров философского консультирования по всему миру. Автор множества бестселлеров для взрослых и детей.

Виктория Черненко — магистр психологии, докторант философии (PhD, Sorbonne, Paris), философ-практик, философ-консультант в бизнес-организациях, тренер педагогов по развитию критического мышления.

 
Команда практикующих философов:

Мария Володина — выпускница первого потока Философского консультирования Московского института психоанализа (МИП), член команды Оскара Бренифье.

Работая с детьми по методу критического мышления, она продолжила свое профессиональное обучение у Оскара и теперь преподает студентам, ведет личные консультации, проводит обучение детских педагогов методу критического мышления. Читайте её на @sarasvatimari и в проекте @art4thinking .

Лариса Курыгина — познакомилась с практической философией и Оскаром Бренифье в 2014 году. Интуитивно предчувствуя, что в этом что-то есть, поступила на программу “Философское консультирование”. После обучения на курсе влюбилась в метод философской практики и сейчас является куратором одноименной программы в МИПе. Проводит консультации по развитию мышления и тренировке навыков критического мышления.

Алексей Кузнецов — философы бывают разные. Есть те, кто имеет чёрный пояс. Есть те, кто имеет желтый или коричневые пояса. Алексей с белым. Потому что продолжает учиться искусству задавать вопросы. Это искусство, которое довольно неплохо практикуют дети (дошкольного возраста), но что уже не очень получается у подростков и взрослых.

Основное “место приложения” навыков и умений вопрошания в его практике — это работа в бизнесе: разработка инноваций, формирование стратегий, поиск решений по развитию и созданию новых продуктов. Самый строгий в оценках тьютор.

Елена Калинина — выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана. Увлечение темой детского развития привело к знакомству с Оскаром Бренифье. Способность чтения человеческих душ оказалась настолько воодушевляющей, что в этом же 2014 году стала участником первого курса Оскара в Москве. Со временем страсть переросла в любовь, а философия стала неотъемлемой частью жизни. Елена проводит индивидуальные консультации и групповые занятия. Одна из специализаций — работа по методу медленного чтения, в рамках которого оттачиваются различные навыки эффективной работы с текстом.