Работа в крупной компании vs стартап и фриланс: что выбрать?

 7 декабря в Зале визуальных искусств и комиксов Российской государственной библиотеки для молодёжи прошла третья и последняя дискуссия проекта «Лабиринты профессий» в этом году.

На этот раз эксперты и участники обсудили, что привлекательнее и перспективнее сегодня — карьера в крупной компании или работа на фрилансе. А также как выбрать то, что подходит именно вам? И какие существуют преимущества и недостатки того и другого направления, а точнее даже образа жизни?

В дискуссии приняли участие:

    Ирина Святицкая — руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru, эксперт молодёжного рынка труда, карьерный консультант;
    Марта Агеева — основатель «Экскурс-бюро №1»;
    Екатерина Жданова — специалист по подбору персонала Mail.ru Group;
    Мария Ефимова — психолог, психоаналитик, специалист по профессиональному самоопределению.

 
Модератором выступил Кирилл Кузнецов — руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук. Для начала он предложил определиться, что же такое стартап и фриланс, чем они отличаются друг от друга, и дал слово Марте Агеевой.

Марта с 17 лет начала работать как журналист в одном из самых крупных информационных агентств России ИТАР-ТАСС. Семь лет она упорно трудилась, строя карьеру журналиста, посещая самые значительные мероприятия страны и мира, как, например, Олимпиада в Пекине. И однажды ей предложили организовать на фрилансе конференцию по изотопам. По результатам трёх месяцев напряжённой работы она получила хорошее вознаграждение и решила, что так ей работать интереснее. Она ушла из ТАСС и начала работать на фрилансе пиарщиком. А через какое-то время открыла своё экскурс-бюро с необычными экскурсиями по Москве:

— В тот момент у меня были такие же страхи, как и у многих. Я думала, что мне нужна стабильность, соцпакет, мне нужны выплаты, если я рожу детей. Поэтому тогда я решила вернуться в офис и пошла работать в крупную пиар-компанию. Но всё это время я горела своей идей — идеей экскурс-бюро. Всем коллегам постоянно рассказывала об экскурсиях. И, наконец, я подумала, а почему свой креатив, свою энергию я трачу на другие компании, если могу тратить на собственное дело, которое люблю. Так я опять ушла из офиса и начала уже серьёзно заниматься экскурсиями. Совсем скоро я заработала свой первый миллион. Одна компания заказала тысячу подарочных карт на наши экскурсию, которые стоили по тысяче рублей. Так и получился миллион.

Несмотря на то, что опыт Марты — это прекрасный пример человека, который и на фрилансе преуспел, и удачно запустил свой стартап, сама она призывает как раз идти в офис и начинать с самой «чёрной» работы, набираться опыта, налаживать связи.

— Самое главное определиться в жизни, чем вы хотите заниматься. И как только вы для себя найдёте ответ на этот вопрос, загоритесь какой-то идеей, то у вас всё сложится, и не важно, как вы это будете делать: дома с чашечкой кофе, просыпаясь в 11 утра, или в офисе с 9 до 6.

А вот когда вы уже почувствуете в себе силы, когда вы загоритесь какой-то идеей, то тогда стоит уходить в свободное плавание. При этом Марта не советует сразу обрубать все концы с офисом. Для этого должно сложиться много разных факторов и нужно быть готовым к любым трудностям, а их будет немало.

В конце выступления Марты получилось вывести несколько качеств, которые присущи специалистам на фрилансе. Это, в первую очередь, стрессоустойчивость, неугомонность, умение «продать» себя. Марта дала несколько советов по тому, как позиционировать, рекламировать себя, то есть как себя «продавать»:

— Идите, например, на актёрские курсы. Не сидите дома, выходите работать в библиотеки, в кафе. Знакомьтесь. Ведите блоги. Ещё советую прочитать книгу «Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили» Остина Клеона.

В продолжение темы Мария Ефимова сформулировала, в какой момент человек уходит на фриланс:

— Есть люди, которых вполне устраивает работа с 9 до 6. И они счастливы выполнять свои задачи, и им не нужно ничего придумывать. А люди, которые закрыли свои базовые потребности и чувствуют, что готовы сделать что-то большее, что уже выросли из компании, она уже ничего не может им дать, тогда они идут дальше и организуют что-то своё.

Также Мария уточнила, что действительно есть личностные качества, которые могут мешать в том и другом направлении. Например, если человек любит бунтовать и не умеет придерживаться субординации, то ему будет сложно работать в офисе. И с другой стороны, если человек не умеет ставить себе задачи, планировать самостоятельно, то лучше идти работать на кого-то.

Эстафету переняла Екатерина Жданова, которая высказала мысль, что и в офисе необходимы качества, которые были выделены для фрилансеров. Например, в такой компании, как Mail.Ru Group, занимаются не одним проектом, а множеством, и для каждого нужны люди разных специализаций, с разными личностными характеристиками, с разными навыками. Поэтому одно из преимуществ крупной, современной компании в том, что ты можешь попробовать себя в разных проектах и получить максимум опыта. И если ты ценный сотрудник, руководству будет важно твое развитие, оно будет вкладывать в тебя, поддерживать, отправлять на стажировки и т.д. Хорошие компании предлагают, помимо работы, и спортзал, и ресторан, и литературный клуб, и языковые школы.

— В Mail.Ru Group, если ты понимаешь, что больше не можешь работать над каким-то проектом, ты можешь прийти к руководству и сказать, что перегораешь и хочешь переключиться на что-то другое, заняться другим проектом. И тебе не нужно будет вкладывать чрезмерное количество усилий для этого, потому что в компании уже есть профессионалы, которые тебе помогут. На фрилансе тебе нужно много времени уделять самообразованию, в компании ты учишься у коллег, на их опыте, на опыте всей компании и постоянно «прокачиваешься». Компания — это то место, где тебя разовьют, помогут стать специалистом, помогут стать на голову выше самого себя.

Екатерина отметила также, что есть такие направления, задачи, которые в одиночку не осилить. Если ты хороший инженер в сфере IT, один ты можешь максимум сделать приложение или мобильную игру, а если ты хочешь делать что-то масштабное, глобальное, тебе нужна команда, ресурсы, опыт — ты идёшь в крупную компанию. Но с чего же начать?

— Большинство компаний готовы предоставить вам стажировку практически по любым направлениям. Какие-то можно посмотреть и на сайте Career.Ru. И если вы старались, делали что-то толковое, полезное, то либо эта компания возьмёт вас на работу, либо вы смело можете записывать этот опыт в резюме, и на него обратят внимание другие. Например, у Google есть Google Summer of Code, туда могут попасть студенты, которые хорошо себя зарекомендовали в университете. Могу вам точно сказать, что потом за этими ребятами стоят очереди даже на московском рынке, потому что стажировка в такой компании — это серьёзный показатель.

Иногда в компаниях есть позиции, которые не требуют опыта, и это хороший старт, точка входа, даже если в дальнейшем вы хотите заниматься там чем-то другим. Например, оператор в call-центр или копирайтер.

Безусловно, нужно как можно раньше начинать работать, потому что 1-3 года — это не такой уж большой срок, но вы уже имеете какие-то навыки, и этого опыта часто достаточно для многих интересных позиций, — подчеркнула Екатерина.

Эту мысль поддержала и Ирина Святицкая:

— Безусловно, надо много работать. Часто молодые люди приходят на стажировки и ничего не делают, но важно действительно себя проявить, показать с лучшей стороны. И бывает, что есть компания мечты, но в данный момент, например, там нет открытых стажировок (либо тебя не взяли на стажировку). Что тогда делать? Мой совет — идти на секретарскую позицию. На общий ресепшн. Это идеальная ситуация, когда ты узнаёшь всю компанию, всех сотрудников, все процессы, весь бизнес и ты уже можешь наладить связи, показать себя и перейти в нужный тебе отдел.

Также Ирина рассказала о рынке труда фрилансеров. Оказывается, сегодня действительно есть тенденция уходить на удалённую работу. В сентябре этого года прирост таких вакансий был более полутора тысяч процентов. При этом средняя заработная плата фрилансеров едва превышает 50 тыс. в месяц. Но в 66% таких вакансий не требуется опыт. Однако нужно понимать, что не каждая специальность дает возможность работать удалённо. Топ отраслей, которые предоставляют такую возможность: информационные технологии, финансовый сектор, услуги для бизнеса, образовательные учреждения, СМИ, маркетинг, реклама, PR, дизайн, продюсирование, розничная торговля и т.д. Всё больше компаний увеличивают количество вакансий на удалённой работе, и это хорошо для мам в декрете, для людей с ограниченными возможностями, для студентов.

— Важно, чтобы вузы составляли расписание занятий так, чтобы у молодого человека была возможность работать, хотя бы удалённо. Редко когда вузы идут на встречу в этом вопросе. Недавно в Плехановской академии на круглом столе обсуждалась эта ситуация, и, я надеюсь, стали разрабатываться программы, по которым вузы больше внимания будут уделять трудоустройству студентов, не для отчётности, как в большинстве случаев сейчас происходит, а реально будут давать возможность студентам трудоустраиваться. Потому что большой процент безработных в возрасте до 23 лет — как раз следствие этой проблемы.

 
В любом случае важно понять, что вы хотите, и сформулировать себе основную цель. А затем разобраться, какими способами вы будете эту цель достигать: через фриланс, стартап, частичный фриланс, работу в офисе и т.д. Как мы вывели во время дискуссии, у большинства людей нет особых ограничений для того или иного образа жизни, и рынок труда позволяет выбирать, поэтому всё зависит от ваших задач и приоритетов на данном конкретном жизненном этапе. И ничего не мешает вам набраться опыта в офисе, а потом организовать свое дело.

С более подробной информацией можно ознакомиться, посмотрев запись трансляции.

 

Онлайн-трансляция мероприятия