19/12/17 — Как найти работу молодому специалисту. Создание успешного резюме

 
19 декабря в Зале визуальных искусств и комиксов состоялся третий митап «Как найти работу молодому специалисту. Создание успешного резюме» в рамках проекта «Лабиринты профессий».

Митап провела Ирина Святицкая, руководитель молодежного job-портала Career.ru, эксперт молодежного рынка труда, карьерный консультант.

На встрече обсуждались сложившиеся тренды современного рынка труда, профессии и компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем, а также наиболее частые ошибки молодых соискателей и принципы, которые помогут их избежать.

В первой части митапа Ирина Святицкая показала динамику прироста вакансий на рынке труда с января 2016 по август 2017 года, опираясь на статистические данные службы исследования HH.RU. Стоит отметить, что компания HH.RU обладает самой большой базой резюме и самой большой базой работодателей, что позволяет в любой момент получить свежую статистику по любому критерию.

График, представляющий динамку прироста вакансий в сравнении с молодежным рынком труда, четко показал, что март и апрель 2017 года — именно то время, когда молодые люди задумываются о стажировках и поиске работы, — с точки зрения прироста вакансий оказался в минусе на 22%. На этом примере видно, что рынок труда сейчас неустойчив, и если молодой специалист решил поискать стажировку или новую работу на лето, то заняться поисками нужно уже сейчас.

Чтобы поиск стажировки или работы был продуктивным, Ирина Святицкая дала несколько практических рекомендаций молодым специалистам:

«Рекомендую составить список компаний, где бы вы хотели работать. Этот список берется из каких-то слухов о компании, каких-то знаний, статей, возможно, знакомые там работали, либо вам просто нравится бренд товара. Поэтому активно изучаем компанию. Для чего это нужно: когда вы выберете список, какие-то компании отсеются, и вы будете точно уверены, в каких вы хотите работать, а в каких — нет. И у вас будет пул работодателей, на обновление вакансий которых вы можете подписаться на сайте, и вы будете первым получать эти подборки».

Изучение компаний и составление списка работодателей поможет молодому специалисту выделиться на собеседовании и достойно ответить на классический вопрос «почему вы хотите работать или стажироваться у нас».

В продолжение темы прироста вакансий Ирина Святицкая рассказала о том, как обстоят дела в сфере IT в сравнении с рынком труда в целом. Ожидаемый результат показывает, что количество вакансий в информационных технологиях гораздо больше и ситуация гораздо лучше, чем в остальных профессиональных сферах.

Однако начинающему специалисту никогда не стоит забывать о конкуренции вне зависимости от отрасли. Как отметила Ирина,

«на рынке труда идет сильная борьба за рабочие места, но и, конечно же, работодатели борются за талантливых людей. То есть это такая взаимная история. Тем не менее среди молодых людей гораздо выше конкуренция. Начинающий специалист — это тот человек, который только начинает карьеру, у которого совсем нет опыта. Поэтому максимально призываю вас как можно раньше начинать нарабатывать тот самый стаж и опыт, чтобы быть не совсем начинающим специалистом без опыта».

Как правило, в крупных городах конкуренция на рынке труда, особенно среди молодых специалистов, гораздо выше. Но если соискатель рассматривает переезд в другой город, то стоит изучить его еще и с этой точки зрения. Так, например, уровень конкуренции низкий в Хабаровске, на Дальнем Востоке существуют государственные программы поддержки молодых специалистов, а переезд в Казань или Краснодар стоит тщательно обдумать.

Также Ирина Святицкая рассказала о том, какие профессии чаще всего требуются работодателю и что изменилось сейчас.

«Традиционно финансовый сектор и розничная торговля занимали первые места, здесь работодатели размещают больше всего вакансий для молодых специалистов. То есть если вы еще не до конца определились, в какой отрасли искать работу, рекомендую заходить на сайт, выбирать вот эти самые популярные отрасли, и там будет больше всего вакансий, больше всего выбора. Но этот год уникален тем, что на первое место вырвались вакансии сферы IT», — отметила Ирина.

Если посмотреть на список вакансий, которые чаще всего размещает работодатель, он может показаться пугающим: в списке нет программистов, инженеров, а в первую очередь работодателю нужны промоутеры, курьеры и пр. «Но вы должны понимать, что с этого сейчас чаще всего начинают строить карьеру», — подчеркнула ведущая.

Одним из трендов настоящего времени можно назвать рост вакансий, в которых требуется знание и навык работы с big data. Меньше чем за полтора года прирост таких вакансий составил 500%.

«Это огромные цифры, и рекомендую вам на это обратить внимание. Это тренд. Таких вакансий не много, но они стремительно растут. Еще более стремительно растут вакансии — 1800% прирост — машинное обучение и искусственный интеллект», — прокомментировала Ирина.

Отдельное внимание ведущая уделила данным по заработным платам. Ирина Святицкая еще раз подчеркнула, что ранний старт на рынке труда поможет молодым специалистам обойти конкурентов по опыту работу. Как видно из статистики, опыт 1—3 года — это уже зеленая зона во многих вакансиях.

Самую привлекательную заработную плату, около 200 тысяч и выше, получают люди, которые обладают опытом работы от 7 лет. Как правило, это руководители больших коллективов, производств и т.д. Самые высокие заработные платы прослеживаются в сфере разработки: на старте карьеры они начинаются от 64 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата у опытных специалистов в Москве — это 60 тысяч рублей.

«Если мы сравним все заработные платы по России в сфере IT и все остальные, то есть это от дворника до директора завода — это около 44 тысяч рублей. В сфере IT примерно на 15 тысяч рублей больше. На таких больших данных это гигантская разница. Если вы нацелены на заработки, рекомендую идти в сферу IТ».

Подробные данные Ирина Святицкая представила по тому, каким видит работодатель будущего работника.

Как показывает статистика, работодателю нужны кандидаты с экономическим образованием, потому что 1/3 рынка труда так или иначе связана с продажами. Поэтому будет большим плюсом, если соискатель укажет в своем резюме о навыках продаж (например, работа промоутером, курьером и пр.).

Требования к молодым специалистам гораздо проще. Знание английского языка встречается только в 5% вакансий для молодых специалистов. Одними из главных критериев здесь оказываются грамотная устная и письменная речь, ответственность, стрессоустойчивость.

«Работодатели хотят видеть у себя ответственных сотрудников, которые будут стрессоустойчивы, доброжелательны, аккуратны, с грамотной письменной и устной речью. Но не стоит писать об этом в резюме в такой формулировке — “я ответственный”. Мы должны всем своим резюме это показать и донести до работодателя, что вы тот самый ответственный стажер или сотрудник».

Вторая часть митапа была посвящена созданию успешного резюме и разбору основных ошибок, которые часто совершает начинающий специалист.

Первое, на что порекомендовала обратить внимание Ирина, — название резюме. Оно должно быть четко сформулировано и соответствовать какой-либо одной вакансии.

«Не рекомендую вам называть резюме “начинающий специалист”, потому что работодатель точно знает, что он хочет повара, консультанта и оператора колл-центра, он определился. Когда работодатель видит резюме, где написано “начинающий специалист”, то есть неопределившийся кандидат, это работодателю ни о чем не скажет, и, скорее всего, для него это будет звоночек пугающий, потому что все хотят определившихся кандидатов».

Если соискатель не имеет опыта работы и еще не выбрал сферу и профессию, то в этом случае стоит создать несколько резюме с разными названиями должностей. Это будет логичнее и понятнее для работодателя и поможет быстрее наладить контакт с ним.

«Резюме могут быть разными, но единственное, что его делает по-настоящему сильным и работающим, — это резюме, которое заботится о менеджере по персоналу. Примерно 80% тех людей, которые отсматривают ваше резюме, это как раз те самые менеджеры по продажам, которые занимаются этим профессионально, это их ежедневная работа, поэтому мы должны о них позаботиться», — отметила Ирина.

Создание успешного резюме — большая и долгая работа, поэтому резюме нужно создавать и обновлять вне зависимости от вашей активности на рынке труда.

В продолжение этой части митапа были рассмотрены типичные ошибки в резюме и то, как их можно избежать:

  • Уменьшительно-ласкательные варианты имён в резюме недопустимы. Резюме — это территория делового общения с работодателем;
  • Почтовый адрес соискателя должен отражать актуальную информацию о нём, недопустимы “игривые” варианты в адресе электронной почты, поэтому проверьте, какой адрес указан в качестве контакта в вашем резюме;
  • Разместите фотографию в резюме, однако не стоит забывать о требованиях к её качеству. Помните также о деловом общении с работодателем, поэтому фотографии с пляжного отдыха или тематических фотосессий лучше отложить для социальных сетей;
  • В резюме не стоит использовать аббревиатуры. Указывая данные о своём образовании или предыдущем месте работы, пишите полное наименование университета и факультета. У работодателя может не найтись тех 30 секунд на поиск расшифровок аббревиатур из вашего резюме, и важная информация останется незамеченной;
  • Опыт работы в резюме необходимо указывать в обратном хронологическом порядке. Это традиция, и сложилась она давно, поэтому если вы решите поиграть с порядком подачи информации о вашем опыте работы, помните, что работодатель по умолчанию будет рассматривать первый пункт из списка как ваш наиболее актуальный опыт;
  • В описании своих обязанностей на предыдущих местах работы нужно найти «золотую середину». Не стоит описывать все, даже самые мелкие детали, однако основные и наиболее значимые и востребованные виды деятельности должны быть отмечены. Не забывайте использовать разбивку на абзацы и списки;
  • Обязательным пунктом в резюме должны быть ваши достижения.

«Достижения — это самый важный пункт, на который обращают внимание, но он очень редко встречается в резюме даже у опытных специалистов. Подумайте, какие у вас есть достижения, напишите в резюме основные два-три-четыре. Но, помимо этого, рекомендую завести отдельный список достижений и постоянно его пополнять. Это вам поможет настроиться на собеседование».

Если у кандидата нет опыта работы и нечего указать в достижениях, то стоит вспомнить активность на начальном этапе учебы или карьеры:

«Любая организационная деятельность в институте, волонтерская деятельность, организация КВН в школе, театральные кружки, староста в классе, наставничество — все это может быть описано как опыт работы. Указав свои достижения, молодой кандидат при прочих равных будет сильно выделяться среди остальных»;

В резюме стоит добавить ключевые навыки и выбрать те из них, которые особенно востребованы и важны для вакансии, на которую вы собираетесь откликнуться;

Не забывайте указывать в резюме дополнительную информацию.

Ирина отметила:

«Сейчас особенно ценно, когда специалисты технического плана обладают коммуникативными навыками, умеют общаться, умеют писать. И любая работа — это так или иначе работа с людьми».

В завершение митапа Ирина Святицкая дала важный совет молодым специалистам по позиционированию себя на учебе, стажировке или работе:

«Я вас призываю позиционировать себя как специалиста, всегда готового к работе. Всегда я, всегда первый, всегда поднятая рука. Вы должны быть самым активным, самым инициативным, садиться всегда условно на переднюю парту, тогда у вас будет шанс поучаствовать в самых передовых проектах компании, а в передовых проектах, как правило, быстрей повышают по должностным иерархиям, чаще дают какие-то бонусы, чаще поднимают заработные платы».

Для закрепления навыков создания успешного резюме участники митапа получили домашнее задание:

  • создать резюме на Career.ru,
  • сделать фото для резюме,
  • завести и пополнить список достижений,
  • потренироваться в самопрезентации на диктофон,
  • потренироваться в самопрезентации на друзьях и родственниках, которые должны разбираться в вашей профессии,
  • завести и пополнить список компаний, в которых вы хотели бы работать,
  • проверить аккаунты в социальных сетях.

 
Подробную информацию по теме митапа вы можете узнать, посмотрев запись видеотрансляции мероприятия.

Онлайн-трансляция мероприятия